Вот какой Реальный мир Реальный мир

Наш мир

Фундаментальные изъяны капитализма: Конкуренция

Одним из фундаментальных понятий капиталистической системы производства является конкуренция. Миф о том, что конкуренция способствует развитию производительных сил, улучшению качества производимых товаров, повышению качества обслуживания покупателей, повторенный миллионы раз, стал истиной и уже никем не оспаривается.

Утверждают, что в конкуренции выживают те, кто способен предложить потребителю лучшую продукцию. Покупатель покупает лучшую продукцию. Те же, кто неспособен производить отличную продукцию разоряется. Выживает сильнейший. Правительство поощряет сильных, и не поддерживает слабых. На первый взгляд все правильно, все логично. Заложенная в нашем сознании информация не позволяет нам сомневаться в наличии какого-либо изъяна в этих рассуждениях.

Следует заметить, что без лучшего нет хорошего. Значит непременным условием, наличия товаров отличного качества, должно быть наличие товаров хорошего или даже посредственного качества.

Можно провести мысленный эксперимент. Земледельцу дали семена пшеницы, засоренные семенами полыни, и поручили посеять семена. Естественно, на поле сорняк даст более ранние всходы и начнет подавлять всходы пшеницы - конкурирует. Тут в работу включаются сельхозпроизводители и, говоря, «зачем нам слабые всходы», по рекомендации правительства, начинают вытаптывать слабые всходы пшеницы, а сильные всходы полыни, удобрять и подкармливать. Результат: зимой придется, есть хлеб из полыни. Полная аналогия с конкуренцией в сфере производства. Только при вытаптывании пшеницы глупость очевидна, а в сфере производства нет — потому что сознание людей деформировано.

Откуда берутся конкурентоспособные предприятия? Предприятия часто начинают с мизерного начального капитала. Предприятия, у которых небольшой стартовый капитал, имеют мало шансов выжить в конкурентном мире. Конкурентоспособным предприятиям, начавшим с нуля и выжившим в водовороте бизнеса, просто повезло, что их не затоптали конкуренты, а может им самим удалось затоптать слабых конкурентов, освободив территорию для своего бизнеса.

Конкуренция — это, если не ты, то - тебя. Конкуренция - это война, а война никогда не созидает. Война -это разрушение, смерть и голод. Не потому ли в XXI веке, при мощнейшем развитии производительных сил, о которых даже подумать не могли в начале XX века, во многих странах нищета и голодают люди?

Книжные магазины завалены книгами о конкурентных, тактических и стратегических войнах, о том, как подавить конкурента, как преуспеть в бизнесе. Придумываются всякие приемчики, как обойти или обмануть конкурента, как ему подставить ножку. Все такие рецепты заворачиваются в красивые фантики. А фантики следует развернуть!

Конкуренция пробуждает в людях звериные и низменные инстинкты. Обман, подлость, физическое устранение конкурентов — это инструменты конкуренции. Конкуренция - это звериный оскал капитализма. Когда пытаются говорить о честной конкуренции, то все равно, что говорить о честном бандитизме.

Конкуренция препятствует свободному распространению научно-технических достижений, новых технологий, передового производственного опыта. Засекречивание технических и технологических новшеств - результат конкуренции производителей.

Википедия определяет Ноу-хау как секрет производства (от англ. know how — знаю как) или — это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т.п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами.

Смысл понятия ноу-хау следует понимать так: «знаю как, но не скажу, а если скажу, то только за деньги, причем скажу ни все и отдам не самые лучшие секреты, чтобы ты не вырвался вперед». Если ты скрываешь от конкурента свои научно-технические достижения, то и твой конкурент скрывает такие достижения от тебя.

Ноу-хау это не только секреты фирмы, но и секреты сотрудников фирмы. Вот пример: один наш первоклассный специалист из России, уставший от российского бандитского капитализма, обладающий феноменальной памятью, знаниями по специальности и знаниями нормативной базы ухал в Германию и неплохо устроился на работу в некой фирме. Будем называть его Виктором. В фирме строго по графику устраивались перекуры. На перекур выходили все, предварительно убрав все рабочие материалы в стол и закрыв стол на ключ. Виктор не курил и поэтому не выходил на перекур. Начальник его предупредил о необходимости выходить на перекур и не принял его возражений, что он не курит. Причина оказалась в том, что он, якобы, мог у других сотрудников фирмы увидеть какие-нибудь технические решения и применить у себя.

Виктор постоянно консультировал сотрудников фирмы по разным вопросам и к нему стояли очереди за техническими идеями и консультациями. Когда же Виктор просил у кого либо совета, все молчали. В конце концов, Виктор стал таким, как все немцы, и перестал давать технические консультации.

Скорость распространения технических достижений определяет скорость научно-технического прогресса. Разве, когда посредством ноу-хау скрывают технические и технологические секреты, это способствует прогрессу? Ответ очевиден!

Теперь следует поговорить о коррупции.

Что такое коррупция? Коррупция — это инструмент конкурентной борьбы. Принято говорить о коррупции чиновников, но чиновники только берут взятки. А кто дает взятки? Взятки дают не бабушки, не дедушки — взятки дают воротилы бизнеса и не только потому, что у них вымогают чиновники. В первую очередь бизнесмены сами предлагают взятки для получения каких-либо условий, благодаря которым, он может оторваться от конкурентов, обеспечив свое конкурентное преимущество. Да, коррупция, это инструмент, а инструментами не разбрасываются. Пока будет конкурентная борьба не на жизнь, а на смерть — коррупция неистребима.

Часто бизнес идет на затраты, скупает предприятия конкурентов и разоряет их. Разорение конкурентов — это победа в конкурентной борьбе. Победителю достается все! Выжил в конкурентной борьбе, растоптал конкурентов, значит ты успешный предприниматель. И, возможно, тебя поместят на капиталистическую доску почета — в журнал «Forbes».

А что, действительно конкуренция способствует снижению цен на товары и услуги? Рассмотрим, как конкуренция в сфере мобильной связи между различными операторами связи способствует снижению цен на мобильную связь. Для этого придется немного поговорить о технической стороне вопроса. Для качественной передачи речи цифровыми методами требуется скорость передачи 64 кбит/с, реально скорость передачи речи уменьшается в несколько раз за счет кодирования с устранением избыточности. За минуту мобильной связи без кодирования передается 3840 кбит или 480 кбайт.

Если вы пользуетесь безлимитным интернетом, то при месячной оплате 1000 рублей, обычно гарантируется скорость 100 Мбит/с. Провайдер не ограничивает вас во времени и вы можете 24 часа в сутки на скорости 100 Мбит/с получать информацию по интернету. Если учесть, что в сутках 86400 секунд, а в месяце 30 дней, то окажется, что минутная стоимость подключения к интернету обходится 0,0023 рубля при 100 Мбит/с. При такой себестоимости стоимость минуты 64 килобитного речевого потока стоила бы 0,0000148 рубля. А с вас операторы мобильной связи, какую плату берут за минуту разговора? Вот вам примерчик, показывающий как конкуренция способствует снижению цены услуги.

Государства в современном мире это своего рода предприятия, участвующие в конкурентной борьбе с другими странами — конкурентами. Доминирующие государства стремятся к монополизации своего бизнеса, не пренебрегая всеми инструментами международного права и бесправия в борьбе за лидерство. Отсюда войны, отсюда терроризм.

Еще одним мифом, вбитым в сознание людей, является утверждение, что конкуренция ведет к снижению цен на товары, что конкуренция выгодна покупателю. В конкуренции, как упоминалось выше, выживает сильнейший. А кто сильнейший в бизнесе? Торговые сети. Вы наверняка наблюдали, как крупные торговые сети, строя свои магазины по соседству с обычными магазинами, разоряют эти магазины, оставаясь полноправными хозяевами на занятой территории рынка товаров и услуг. С кем торговым сетям конкурировать? С другими торговыми сетями? Вот уж нет. С ними то они входят в ценовой сговор, что по закону недопустимо, но доказать наличие ценового сговора практически невозможно. А потом кто сказал, что торговые сети конкурируют между собой? Сети то разные, а хозяева то у них могут быть общие.

Такая же конкуренция на политической арене при выборе президента страны. Кто бы ни стал президентом — в любом случае, победят власть имущие и финансовая олигархия.

Глубже понять смысл конкурентной борьбы можно, прочитав фантастический рассказ Анатолия Днепрова «Крабы идут по острову». Военный инженер по фамилии Куклинг на небольшом острове в океане проводил эксперимент по моделированию эволюционирования самовоспроизводящихся искусственных крабообразных организмов за счет конкурентной борьбы за ресурсы. Когда все запасы металла были использованы крабами для воспроизводства себе подобных, началась грызня между крабами и пожирание друг друга Эволюция закончилась тем, что выжил только один краб-монстр, который убил своего создателя, потому что крабу понадобились металлические зубы создателя.

Конкурентная борьба за мировые ресурсы, наиболее вероятно породит монстра-победителя, который сожрет весь мир. Такой монстр похоже уже создан и этот монстр уже сейчас пожирает человеческие ресурсы.

А что, конкуренция существует сама по себе, или есть причины, которые порождают конкуренцию? Следует понять причины, порождающие конкуренцию, чтобы нейтрализовать ее разрушительные воздействия на общество и государство.

Конкуренция по своей сути деструктивна.

Юрий Леонтьевский